суббота, 8 июня 2019 г.

~Что такое образ и как его создать?~

Меня очень смешат люди, которые написали о моей книге такой отзыв: "Большинство стилей, описанных в ней, невозможно применить в жизни". Вы будете удивлены, но в свой повседневный гардероб можно внедрить абсолютно любой из них, и даже те, которых в нем нет. Вдохновляет ли вас образ Остапа Бендера или “Алисы в Стране Чудес” - не важно. Зная, как правильно внедрять намеки на этих персонажей, вы сможете разнообразить свой гардероб и найти новый способ самовыражения.

***

Не секрет, что одежда - это язык, с помощью которого мы общаемся с внешним миром. Хотим мы того или нет, мы сообщаем важные детали о своем характере, мировоззрении, профессии и многом другом с помощью своего внешнего вида, в том числе одежды и аксессуаров. 

Давайте коротко разберемся, как это происходит.

Во-первых, наша одежда напрямую может сообщать, например, где она приобреталась - с помощью лейблов. Даже если вместо Armani на ней написано Armane - это многое скажет. На предметах могут содержаться надписи: например, это могут быть значки и эмблемы на вашей рабочей одежде (как у военных или охранников), или специально нанесенные надписи вроде “Он мой” и “Она моя”. Так информация прямо подается окружающим. Во-вторых, многое говорит о нас состояние нашей одежды: мятая она или глаженная, приятно ли пахнет, есть ли дыры или заплатки, насколько она соответствует современной моде) - так мы можем предположить, какое семейное положение у человека, есть ли у него вредные привычки и даже сколько он зарабатывает. В-третьих, о многом скажет дресс-код - то есть, набор конкретных предметов и их особенности, которые ассоциируют человека с определенной профессией, возрастом, народностью. Например, увидев мужчину в рясе, мы поймем, что это священник, а девушка в белом переднике и с бантиками - школьница, идущая на “последний звонок”. 

Все эти способы получения информации хоть и требуют определенных навыков анализа, но их можно назвать достаточно прямолинейными. Куда сложнее четвертый способ получения информации о человеке - это считывание его образа, или если вам будет понятнее - характера или персонажа. Образ - это то, какими нас видят другие люди, присваивая материалу, рисунку на одежде и малейшей царапинке какие-либо личностные качества. Если мы в пушистом свитере - мы будем казаться дружелюбными, в кофте с капюшоном - загадочно-опасными. Не зря этот феномен называют “image” (“имидж”) - в переводе с английского “рисунок, картинка”, и в нем важны символы, которые в разные эпохи, в разных культурах распознаются по-разному. (Например, для нас белый цвет - символ престижа, летнего отдыха и святости, а у кого-то это знак смерти и скорби). Тема таких символов и ассоциаций - отдельная тема.

В формировании образа участвует не только внешний вид (одежда, аксессуары, обувь, прическа, макияж), но еще и наша речь, походка, жесты, мимика, и даже мнение других людей о нас. Работой над полным образом занимаются специалисты - имиджмейкеры, вместе с логопедами, пиарщиками, педагогами по ораторскому искусству и другими. Кстати, большинство стилистов, которые называют себя имиджмейкерами, на самом деле ими не являются, т.к. это сложная профессия, требующая долгого обучения и узкоспециализированной практики. Имиджмейкеры не публичны, как правило, ведь работают с политиками и знаменитостями.

Нам же интересно посмотреть на образ с точки зрения моды.

Образ - это совокупность смыслов, посылаемых через ассоциации с цветом, линиями, формой, текстурами и фактурами, объемом. 

Его часто путают с комплектом. Запомните. Пока одежда не на человеке - это комплект. Как только она обволакивает тело человека - это образ, т.к. к одежде добавляются индивидуальные особенности: внешность, цвет волос, глаз, движения. Как пример: висит на вешалке милое розовое платье с фатиновой юбкой, к нему - розовые балетки. Это комплект. Если его наденет маленькая девочка - это будет образ милой принцессы из зефирного королевства, а если пожилая женщина - то образ из разряда “старость - второе детство”.

Свой образ мы можем создавать неосознанно - когда нам кажется, что мы просто одеваемся, и ничего не хотим сказать, но все-таки многое говорим. Например, женщина просто одета в черную водолазку и черные брюки, но мы уже можем сказать, что у нее плохое настроение - на это наводит черный цвет, и не очень общительна - об этом говорит закрытое горло. Да, скорее всего это не так, но ассоциации возникают. “Встречают по одежке” - именно эта фраза ярко иллюстрирует тот факт, что одежда говорит о нас прежде, чем мы откроем рот.

Как вы поняли, куда важнее научиться осознанно творить свой образ, чтобы ассоциировать себя с тем персонажем, с которым выгодно нам. Но что, если мы люди креативные и нам хочется выглядеть как средневековая принцесса или пришелец из будущего? Важно уметь вписывать эти образы в повседневность. 

ИТАК, КАК ЖЕ СОЗДАТЬ ОБРАЗ?

Для того, чтобы вы могли лучше понять, приведу такой пример. В сфере дизайна есть такое понятие как стилизация - упрощение форм первоисточника с переносом его характерных черт. Например, однажды на графическом дизайне нам в институте задали придумать логотип, основой которого будет живое существо. Например, моя подруга Марина взяла за основу краба, и от узнаваемого, натуралистичного очертания краба перешла к упрощенному, который смело можно использовать для магазина морепродуктов, например. Такие упрощения вы можете увидеть и в детских рисунках, и в наскальной живописи.

То же самое мы можем наблюдать и в музыке, когда сложные оркестровые композиции Бетховена или Чайковского переносятся в современную музыку - для этого берется какая-то узнаваемая часть и внедряется в электронную аранжировку для рэпа, например. 

Надеюсь, вы поняли основной принцип, который нам пригодиться.

Сначала мы выбираем первоисточник, который вдохновляет нас: это может быть вымышленный персонаж, человек из прошлой эпохи, животное и даже картина - что угодно,

Анализируем источник, его отличительные черты. Если этот источник вдохновения - человек или человекоподобный персонаж, то скорее всего, у него есть особенности костюма. Если это животное или неодушевленный предмет, мы должны понять, какие в его визуальном образе содержатся линии, формы, цвета и т.д. 

В своей книге “100 стилей. Как не заблудиться в моде” такие особенности я разделила их по следующим критериям: основные цвета и их сочетания, принты, материалы, силуэты и линии, декор, детали и т.д.

Приведу пример. Например, вас вдохновляет Айрис Апфель, и вы хотите воплотить ее образ в фотопроекте или даже в своем гардеробе. Нужно просмотреть большое количество ее фотоснимков и понять, что объединяет, что чаще всего мелькает в ее комплектах :
  • яркие, насыщенные цвета, контрастные сочетания, сочетания от 3 и более цветов,
  • материалы: Айрис Апфель часто использует мех и его имитацию,
  • принты: этнические и цветочные,
  • обилие массивных украшений: браслетов, бус из натуральных камней, цепочек,
  • обязательный элемент - большие круглые очки с прозрачными стеклами,
  • седые короткие волосы.
А что если вы хотите создать праздничный костюм в стиле “Новогодняя ёлка”? Деревья не носят одежды, и тогда нужно отталкиваться от ассоциаций, которые оно создает:
  • основной цвет - зеленый и его оттенки, белый как имитация снега,
  • материалы: колючие, переливающиеся (как снег на ветвях), жесткие, пайеточные,
  • принты: горошек, снежинки, елки,
  • форма костюма - на основе треугольника, возможны многоярусные юбки, 
  • декор: оборки, цепи, круглые украшения, световые детали.
После того, как мы проанализировали первоисточник, надо понять, какая степень сходства требуется. Например, для фотопроекта или ролевой игры вам нужно максимальное сходство с нарядами Марии Антуанетты или жены Наполеона Бонапарта Жозефиной. В таком случае вам нужно воспользоваться либо услугами проката платьев, которые предоставят вам максимально похожие платья, или изучать выкройки тех эпох и шить самим из максимально похожих современных материалов.

Если же мы хотим создать лишь намек, то вспомните о том, что я рассказывала о стилизации - нам нужно упростить образ и взять только характерные детали, которые будут мягко намекать на первоисточник. Это может быть самая яркая деталь из списка, который мы составили на 2 шаге, или несколько. 

Покажу, как это сделать на примере рыцарского стиля. Вы вдохновляетесь образом средневекового рыцаря и мечтали бы жить в ту эпоху. Что же теперь, доспехи XV века на себя надевать? Да, если вы занимаетесь реконструкцией - но тогда вам надо поискать аналоги доспехов XV века из современных легких материалов. Но если у вас нет такого хобби, то достаточно создать намек на любимый образ с помощью современных предметов гардероба. 

Посмотрим на снимки музейных экспонатов и картины времен рыцарства. Какие у этого металлического обмундирования основные черты?
  • основные цвета: серый, черный, металлик,
  • принты: геральдические мотивы, полоски, клетка, ромб, кресты,
  • материалы: с эффектом металлик, имитирующие кольчугу (мелкий ромб, сетка),
  • декор:фестоны, заклепки
Для фотосессии/проектов ассоциации с рыцарем можно создать, используя всего одну яркую деталь - металлические элементы, стилизованные под латы, которые частично скрывают тело. Наденьте такие на любой современный наряд - и образ рыцаря будет ясно читаться.

В повседневном гардеробе можно использовать 2 менее ярких элемента образа: серый цвет и имитация кольчуги. Для торжественного случая можно надеть платье в пол, материал которого соответствует этим параметрам. А в повседневной жизни можно смело носить трикотажные свитера, напоминающие кольчугу. Такие можно и с обычными джинсами носить - разве это выглядит вычурно? Нет, но ассоциация определенно есть.

***

Интересно, что ваш образ, который вы создаете осознанно, и посылаете какие-либо сигналы с помощью одежды, смогут правильно прочитать только те, у кого большой запас образов. Для этого важно изучать историю всего, особенно моды, живописи и кинематографа - именно там сконцентрированы основные визуальные образы, которые можно воплощать в своем гардеробе и на проектах.

Что происходит, если у человека небольшой арсенал образов? Он будет все путать. 

Например, если вы надели красный берет/шляпу - вас обязательно назовут Красной шапочкой, хотя вы создавали иной образ (например, француженки). Как-то раз я сшила себе блузку с рукавами, спадающими до пола - такие носили в период готики. Мне сказали, что я похожа на бабочку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий